В последние годы можно отчетливо наблюдать определенный тренд – все больше дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) оснащаются специальным оборудованием в виде турбокомпаунда. Он позволяет как существенно поднять мощность двигательной установки, так и сэкономить топливо.
Как работает турбокомпаунд на практике?
Такое оборудование отличается сложностью, и большинство автослесарей просто не желают вмешиваться в его работу, справедливо полагая, что после ремонта он будет плохо работать. В реальности принцип действия данного оборудования выглядит следующим образом:
• Из выхлопного коллектора, газы, имеющие экстремально высокие температуры, поступаю в турбокомпрессор, способный вкачивать дополнительный объем воздуха в камеру сгорания ДВС.
• После турбокомпрессора выхлопные газы охлаждаются до 600°C и начинают раскручивать турбину самого турбокомпаунда до скорости 55 000 об/м, после чего температура выхлопных газов опускается до 500°C.
• Крутящий момент считается довольно высокий и поэтому он передается дополнительной гидравлической муфте, которая снижает количество оборотов до приемлемого уровня.
• Посредством шестеренчатой передачи ГРМ усилие передается на коленвал ДВС и обеспечивается дополнительная его подкрутка.
Важно! Конечная скорость шестерни ГРМ турбокомпаунда составляет до 1900 об/мин, что позволяет использование данного оборудования на низкооборотных дизельных ДВС.
Почему важно применять турбокомпаунд на дизельных ДВС?
Если взять знаменитый двигатель D13 от Вольво, имеющий в стоковой комплектации мощность 430 л/с, то после использования турбокомпаунда его мощность увеличивается на дополнительные 50 л/с, а расход топлива снижается на 5%, что при долгом пробеге очень важно – оборудование имеет свойство окупаться довольно быстро.
Недостаток имеется – относительная дорогой ремонт, поскольку его стоимость часто превышает 30-40 тысяч рублей. Часто при этом меняются подшипники, тогда как турбина служит долго. В любом случае это оборудование снимать не стоит. Если оно плохо работает, то достаточно его восстановить в СТО, как дизельный двигатель снова будет отличаться отменной экономичностью и повышенной мощностью.