Длинный маршрут? Заправляемся водородом. Короткий маршрут? Просто вставьте в розетку. По крайней мере, так должно быть теоретически.
Как это будет работать на практике? Об этом мы узнаем в начале 2022 года, когда в автосалоны поступят новые фургоны Peugeot, Citroen и Opel, оснащенные такой гибридной системой. В то же время я не уверен, является ли это эффективным сочетанием всех величайших преимуществ подключаемых гибридов и автомобилей на топливных элементах или сочетанием их величайших недостатков. Или, может быть, это просто переходный этап, похожий на автомобили внутреннего сгорания, подключаемые гибриды и электромобили.
Как будет работать гибрид с топливными элементами?
В очень общем предположении — как подключаемый гибрид в автомобилях с двигателем внутреннего сгорания. Мы хотим иметь большой охват? Ищем заправочную станцию, заправляемся за 3 минуты (4,4 кг водорода) и у нас запас хода более 400 км. Хотим преодолеть небольшое расстояние — заряжаем аккумулятор от розетки и нам предстоит 50 км езды. Ключевое отличие от плагин-гибрида внутреннего сгорания в том, что здесь все работает в электрическом режиме — меняется только подача энергии.
Конечно, они также могут работать вместе, когда это необходимо. Например, при медленном и стабильном движении топливные элементы вырабатывают достаточно энергии, чтобы избежать помощи аккумулятора. В случае ускорений и подобных маневров используются оба источника. Аккумулятор также полезен при торможении, когда он может восстановить часть энергии.
Stellantis также сообщает, что фургоны, построенные в соответствии с этими предположениями, будут иметь точно такое же грузовое пространство, как и варианты с двигателем внутреннего сгорания. Однако, вероятно, они будут иметь больший вес (по спецификации — 1952-1975 кг) с учетом необходимости установки дополнительного оборудования. В то же время они, вероятно, будут легче, чем полностью электрические автомобили — аккумулятор в этих автофургонах составляет всего 10,5 кВтч. Таким образом, он будет не только относительно легким, но и относительно простым и быстрым для полной зарядки.
Как насчет производительности?
Безумия нет, но это все-таки фургоны. Максимальная мощность трансмиссии составляет 100 кВт (в режиме Eco — 60 кВт), а крутящий момент — 260 Нм. Разгон до 100 км/ч занимает 15 секунд (без нагрузки). Внутри можно загрузить 1100 кг, а максимальная масса прицепа — 1000 кг. Максимальная скорость до 130 км/ч.
Зарядка от розетки возможна при максимальной мощности 11 кВт.
Это первое подобное решение в мире?
Нет. Более года назад аналогичную идею реализовала компания Mercedes со своим GLC F-Cell. Опять же, мы имели дело с автомобилем на топливных элементах, который имел отдельный аккумулятор и мог заряжаться от розетки. Однако он не стал хитом на рынке, и с тех пор Mercedes от этой идеи отказался.
У Stellantis — по крайней мере, в сегменте фургонов — такого джентльмена пока нет. Мало того — здесь даже представлены различные конфигурации таких гибридов. В дополнение к вышеупомянутой версии, описанной как средняя мощность, презентация также включает расширитель диапазона (1 кг водорода, более 20 кВтч в батарее) и полную мощность (батарея менее 2 кВтч, 5 кг водорода).
Имеет ли это смысл?
Что касается целевого решения — скорее среднего, но посмотрим, будет ли такая комбинация дешевле, чем распаковывать машину до краев наполненную дорогими и тяжелыми аккумуляторами. Однако в качестве временного решения с сильно просачивающейся картой водородных заправок — кто знает. Так что, возможно, выбор в пользу водорода имел смысл.