Советский автомобиль «Белка»
В послевоенные годы Союз нуждался в различных товарах народного потребления. В том числе, в простых и доступных автомобилях. Столичный НАМИ переживал расцвет, под предводительством Юрия Долматовского было создано множество интересных машин.
Сегодня речь о минивэне прогрессивной конструкции – «Белке». Такое название авто получило не сразу, ведь в официальных документах было принято обозначение ИМЗ-НАМИ А50. На самом деле, это микролитражка с заднемоторной компоновкой и другими удивительными деталями. Но обо всём по порядку.
Технические особенности
Мотор оппозитной конструкции рабочим объёмом 0.74 л мощностью 20 сил. Он размещался в корме ТС. Что уже само по себе необычно для гражданского автомобиля.
Коробка передач использовался механическая, 3-ступенчатая. Рычаг кулисы размешался на рулевой колонке.
Подвеска всех 4 колёс независимого типа, с пружинами и амортизаторами. Диаметр «баллонов» составлял всего 10 дюймов. Нужно помнить, что автомобиль был крайне компактным.
Тормозная система барабанного типа без вакуумного усилителя. Такой подход тогда считался безопасным.
Длина ТС составляла всего 3.3, а колёсная база – 1.6 м соответственно. Опыт создания подобных автомобилей был к тому времени у зарубежных коллег. Отечественные конструкторы были в своём роде пионерами на родине.
Проектирование «Белки» началось ещё в 50-х гг. Группа молодых инженеров с охотой взялась за дело, выступив инициаторами в создании нового класса автомобилей.
Интересные факты
Машина строилась на ИМЗ – Ирбитском мотоциклетном заводе на Урале. Руководителем был Реппиха Фёдор, который занимался организацией рабочего процесса.
Команда разработчиков была интернациональной. Например, евреи, армяне, русские, буряты работы вместе для реализации общей цели.
Дизайн правой двери придумал Владимир Арямов. Он смастерил выпуклую деталь, которая располагалась на торце. Смысл в том, что она откидывалась вместе с рулевой колонкой по направлению движения.
На левой стороне минивэна была ещё одна дверь, но уже распашная, привычной конструкции.
Вес ТС составлял всего 640 кг, что позволяло обладать ему весьма сносной динамикой даже со слабым мотоциклетным мотором.
Машины были построены в металле, проводились испытания в различных регионах СССР. В том числе, по запруженной пробками столице. И по бездорожью в области.
У конструкторов было несколько вариантов дизайна автомобиля. К сожалению, ни один из проектов не пошёл в серию.
Юрий Ааронович вложил всё душу в создание «Белки». Но так получилось, что Никита Хрущёв продвигал продукцию другого завода. И футуристичные микролитражки в серию не пошли.
Внедорожная «Белка»
Была придумана и версия кабриолет повышенной проходимости. Такой авто увидел свет в 1956 г, автором был Эдуард Молчанов. По задумке дизайнера, машина была предназначена для эксплуатации в деревенской местности. От дверей отказались, на капоте появилось запасное колесо, а крыша стала мягкой. Вместимость машина была рассчитана на 4 человек.
В серию ни один вид «Белки» запущен не был. Существующие прототипы были списаны, разобраны, сданы на лом.