ЗИЛ-169
Отечественный опыт создания грузовой техники прошёл большой путь. Конечно, в этом заслуга советских конструкторов, которые смогли в кратчайшие сроки (по меркам истории) создать целую инженерную школу.
Столичный ЗИЛ был одним из ведущих отраслевых предприятий. В 60-е гг было принято решение разрабатывать среднетоннажный грузовик. Ему был присвоен индекс «169». Машина отличалась капотной компоновкой, колёсной формулой 4Х2, по традиции повторяла дизайнерские решения заокеанских аналогов.
Технические особенности
У прототипа был в оснащении 8.8-литровый дизельный мотор мощностью 185 сил. Обладая крутящим моментом 490 Нм, он представлял собой прогрессивный образец в области двигателестроения. Существовало несколько модификаций этого агрегата.
В роли трансмиссии выступала 9-ступенчатая механическая коробка передач. Привод задний, дифференциал свободный, но были разработаны версии с его блокировкой (уже для серийного аналога).
Подвеска спереди и сзади зависимого типа. Снаряжённая масса грузовика 5.3, а грузоподъёмность 6.7 тонн соответственно.
Кабина была рассчитана на 3 человек (включая водителя), имела относительно тесную компоновку, дизайн был подсмотрен у американских коллег. Вернее, сделан по моде тех лет. В процессе создания много раз экспериментировали с расположением зеркал, фар и дворников, пытаясь найти их оптимальное положение и конфигурацию.
Предпосылки возникновения
В годы расцвета экономики требовались новые грузовые автомобили разной категории. И новый ЗИЛ должен был стать одним из них. Модель «130» уже устарела, причём, не только внешне, но и агрегатно. Поэтому все силы КБ завода были брошены на создание эффективной техники. Кстати, в данном контексте, стоит упомянуть и редкий ЗИЛ-133 (с 3 осями), который также был задуман примерно в то время.
От прототипа к конвейерному образцу
Первые наброски появились в 1964 году. Но потом они устарели, и тремя годами позже был создан новый образец с другим дизайном под началом Льва Самохина. В 1969 грузовику было присвоено обозначение ЗИЛ-ЗЭ169А. Попутно разрабатывали ЗИЛ-170, поэтому внимание, средства и силы заводчан уходили и на этот проект тоже.
Впервые в 1976 году на ЭКСПО был представлен образец под номером «169» Брежневу. В том числе, с прицепом. Но это был не конец доработок. Конструкторы были вынуждены слепить из нескольких типов грузовиков один. И уже в 1984 году появился такой вариант, который почти был копией машины, пошедшей в серию (под другим номером, естественно).
Трансформация ЗИЛ-169 в ЗИЛ-4331
Двумя годами позже, в 86 был выпущен первый серийный образец, получивший индекс «4331». По сути, это был итог 10-летнего поиска оптимального решения для среднетоннажных перевозок в Союзе. Конечный вариант автомобиля отличался современным дизайном кабины, мощным мотором (ставили и другие помимо V8), приемлемой проходимостью и достаточной грузоподъёмностью.
Почему ЗИЛ-169 считается особенным?
Если проследить его историю, то можно выделить как минимум 3 «сюжетные» линии. Модель «170» стала прообразом будущих КамАЗов (завод только строился), вариант «133» так и остался редкостью, а в ход пошёл именно «сто шестьдесят девятый» со всеми изменениями, которые в него заложили конструкторы. Фактически, на создание идеального грузовика ушло 10 лет. И в конце пути машина ничуть не устарела, а наоборот, стала локомотивом народного хозяйства СССР.
Всего было несколько версий, в том числе: бортовая (базовая и короткая) и седельный тягач. Двигателей могло быть 3, а трансмиссией 5 разных типов. Все нюансы в той или иной мере повлияли на дальнейшее развитие завода. А модель ЗИЛ-169 можно назвать последним ЗИЛом в своём роде.
http://www.6467373.ru/articles/zil169/