ЗИС 101 а спорт


В 1930-е годы были созданы одни из самых красивых автомобилей как в Америке, так и в Европе. Мода на быстрые и элегантные спорткары коснулась и СССР, хотя эта страна была не лучшим местом для таких автомобилей. В 1939 году, незадолго до начала Великой Отечественной войны, на заводе ЗиС был построен оригинальный спорткар ЗИС-101А Спорт.

Советские строители построили много интересных и необычных построек, особенно для Советского Союза. Однако в случае с автомобилями основное внимание уделялось копированию проверенных, в основном американских образцов. Лишь в конце 1930-х годов стали появляться более необычные автомобили.

В Советском Союзе, где зародившаяся автомобильная промышленность была «заточена» под производство грузовиков, автобусов и легковых автомобилей, автоспорта практически не существовало: простых машин недостаточно.

В 1936 году в производство поступил ЗиС-101 — роскошный лимузин массой более 2,5 тонны, предназначенный для чиновников. В просторном салоне могли разместиться до 7 человек, а восьмицилиндровый рядный двигатель объемом 5,8 л и мощностью 112 л. с. позволял развивать около 115 км/ч. Однако созданный первый советский серийный лимузин ЗИС-101, производство которого Московский завод начал в 1936 году, натолкнул группу молодых энтузиастов-инженеров ЗИСа на идею создания перспективной спортивной машины.

Несмотря на роскошный салон и достойные параметры, это был лишь тяжелый лимузин для однопартийцев. Вряд ли водить машину доставляло удовольствие, тем более обычным серым горожанам.

В 1939 году группа инженеров завода ЗиС решила сделать для СССР почти безумное дело — построить на базе лимузина спорткар.

Работой руководил Анатолий Пухалин, в команде проекта также работали Владимир Кременцкий и Николай Пульман. Они использовали шасси ЗИС-101, но спроектировали весь кузов с нуля, создав двухместный родстер длиной 5,7 м, шириной 1,9 м и высотой 1,85 м с мощностью 141 л. с., позволяющей автомобилю разгоняться до 162 км/ч.

В конце 1938 года был подписан приказ, где в прямом смысле по дням был расписан график создания спортивного автомобиля. Лихачев лично контролировал ход работ, и моментально устранял все вопросы по организации и снабжению, которые могли помешать реализации столь ответственного и политически значимого проекта. Базовая модель со своими большими размерами устанавливалась на шасси ЗИС-101 с огромной колесной базой. Спорткар весил почти 2 тонн. Изначально большая часть проекта создавалась вечером по окончании рабочего дня. Реализовать этот проект помогли ребята с завода ЗИЛ. Работа шла стабильно, но медленно, без большой поддержки.

К сожалению, с началом войны был построен только один опытный образец ЗИС-101А Спорт. Судьба машины неизвестна, но, вероятно, она была уничтожена в первые дни немецкого вторжения в СССР в 1941 году. Однако до наших дней сохранилось множество фотографий и чертежей, благодаря которым в 2012 году группе энтузиастов удалось построить полностью функциональную копию автомобиля.
Внешне ЗиС-101А Спорт выглядел великолепно и не походил на «социалистические машины для народа». Даже сегодня это производит огромное впечатление.

Comments are disabled.