ЗИС 101


ЗИС-101 был создан для партийных работников СССР, однако судьба машины стала уникальной. После начала Великой Отечественной войны лимузин застрял на фронте…

Исторический фон производства одного из первых советских лимузинов ЗИС-101 главным образом был связан с фигурой Сталина. Принято считать, что план по созданию главного автомобиля для делегации в Советском Союзе исходил фактически от Секретаря ЦК ВКП (б). Как бы то ни было, он, в конце концов, не особо ездил на советском произведение искусства, отдавая предпочтение зарубежным автомобилям.

Основой для создания ЗИС-101 был лимузин Л-1, созданный на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде. Завод собрал шесть тестовых машин, однако из-за отсутствия активов и техники предприятие было перенесено на московский ЗИС, руководителем которого тогда был Лихачев.

Для последней половины 30-х годов ЗИС-101 был исключительно актуальной машиной. Лимузин оснащался двухкамерным карбюратором, который выдавал 110 л. с. Более того, восьмитонный автомобиль мог разогнаться до 115 км/ч. Данный мотор работал в паре с трехступенчатой коробкой передач, позже такая трансмиссия была внедрена в «Победу» и 21-ю «Волгу».

Кроме того, беспрецедентно для исторического фона советской автомобильной промышленности, автомобиль получил механические тормоза с вакуумным усилением и внутренний регулятор системы охлаждения.

Фактически в середине 1940 года инженеры модернизировали главный советский лимузин. Мощность мотора расширилась до 116 л. с., а к названию модели добавилась буква А.

Самым главным критерием для Лихачева была неоспоримая степень комфорта 101 ЗИСа. Впервые за всю историю отечественного автомобилестроения автомобиль был утеплен изнутри, и некоторые автомобили даже оснащались радиоприемником и прикуривателям. Обивкой для сидений служил бежевый драп — примерно тогда же из этого материала шили пальто. Позже на базе 101-го был собран главный советский спорткар ЗИС-101А-Спорт.

Первоначальный прототип ЗИС-101 был показан Сталину весной 1936 года. Кроме того, в консультативную группу по определению входили Микоян, Молотов и Орджоникидзе. Согласно одной из легенд, у генсека ЦК было несколько возражений по поводу показанного лимузина. Сталин рекомендовал внедрить в салон перегородку, чтобы водитель не слышал разговоров задних пассажиров. Но всё же сам лимузин Сталину понравился, и Лихачеву было дано добро на запуск модели в серию.

Создание основной группы лимузинов началось в ноябре 1936 года, а на Московском автомобильном заводе была налажена серийная сборка. В 1937 году ЗИС-1010 наряду с ГАЗ-М1 впервые были представлены зарубежной публике на Всемирной выставке в Париже. Несмотря на СССР, именно Германия решила тоже показать свою машину на данной выставке, а именно Mercedes-Benz W25 в серебристом цвете с 616-сильным мотором V12. Следует признать, что данный автомобиль произвел впечатление на публику, не меньше советского лимузина.

Первичный ЗИС-101 фактически ушел в гараж особого назначения, но повсеместного пользования там не обнаружил. Например, сам Сталин любил ездить на Packard Twelve 1935 года, который являлся подарком Рузвельта. Впоследствии ЗИС-101 стали отдавать советским политикам, сотрудникам посольств, а также спортсменам, и людям науки и культуры.

Comments are disabled.