КРАЗ-256


КРАЗ-256

Среди советских грузовых автомобилей много культовых. Несмотря на сложности среды, многие из них известны по всему миру. Поэтому сегодня речь пойдёт об известнейшем автомобиле КРАЗ-256. История у него весьма любопытная.

Машина выпускалась на Украине, когда та входила в состав Союзного государства. Дело было на Кременчугском автомобильном заводе. По сути, своими корнями герой материала уходит глубоко в 60-е гг. прошлого века. Тогда высшие чины компартии, заведующие народным хозяйством, фактически сделали заказ на создание нового, современного карьерного самосвала. На его базе также был сделан седельный тягач под индексом 258.

Технические характеристики

  • Могучий агрегат ЯМЗ рабочим объёмом 14.8 л конфигурации V8 с отдачей 240 л.с. Стоит иметь в виду, что данная силовая установка также могла иметь другие спецификации. Заявленный ресурс составлял около 800 тыс. км, на практике он был недостижим из-за тяжёлых условий эксплуатации.
  • Тип привода 6Х4 с 5МКПП. Также машина была оборудована раздаточной двухскоростной коробкой. Тип включения передач был оригинальным. Полезной особенностью был межколёсный жёстко блокируемый дифференциал.
  • Шасси устроено на зависимой рессорной подвеске. Кстати, за свою некомфортность на ходу КРАЗ прозвали «Людоедом». На самом деле, это одно из прозвищ, которых значительно больше.
  • Кабина трёхместная, в своей основе она состоит из деревянного каркаса и металлической обшивки. Подобная конструкция была актуальной на момент своего появления. Рама автомобиля лестничного типа, на которой может быть закреплён самосвальный ковш, седло или другое оборудование. Всего выпускалось порядка 6 различных модификаций грузовика.

Автомобиль получился харизматичным, со своим узнаваемым «лицом». Во многом, благодаря внешности он засветился в к/ф «Мимино», чем дополнительно снискал толику народной славы и уважения.

Профпригодность и особенности конструкции

С самого своего момента появления такие самосвалы были обречены на тяжёлый труд. Они работали в карьерах, на строительстве сибирских дорог и в других направлениях. Названный выше ресурс, машина, конечно же, не выхаживала. По факту до капремонта обычно было до отпущено около 150 тыс.км. Традиционно отечественные условия работы считались очень сложными для любой техники, и это притом, что советская была специально для них подготовлена.

КРАЗу нужна была достойная проходимость. Ведущие задние колёса с блоком дифференциала не раз выручали. На бездорожье водители часто пользовались этой полезнейшей функцией. Передние колёса всегда вращались свободно. Грузоподъёмность «Лаптёжника» составляла 12 тонн. На самом деле, водители грузили машину гораздо сильнее. Был известен случай, когда состав подобного автопоезда перевозил 44 т (использовались полуприцепы и тягачи соответственно).

Насколько актуальна кличка «Людоед»?

По данному вопросу можно найти множество информации в сети. Как уже было сказано, прозвище машина получила за тяжесть в управлении. Нет, ГУР присутствовал, но всё равно на ходу грузовик проявлял себя как очень грубый и тяжёлый. Ходили даже байки, что некоторые водители ездили стоя из-за отсутствия нормальной амортизации капитанского кресла. На самом деле, проверить это почти невозможно.

Судя по свидетельству шофёров, после 12-часовых смен у них сильно болела спина, шея и предплечья. Учитывая, что многие работали вахтовым методом, это дополнительно снижало пригодность автомобиля. К этому стоит прибавить сложные климатические условия, в которых трудились КРАЗы. Всё это накладывало определённый отпечаток.

Грузовики СССР на экспорт

Внешторг регулярно продавал эту модель автомашины по всему миру. Примечательно, что наряду с версиями для тропических стран и полярных условий, были праворульные КРАЗы. Адаптацией занимались не только советские инженеры, но и специалисты по месту применения.

Насколько 256Б мог быть современным за границей? И тут нужно пояснить контекст. Если сравнивать его с немецкими или чешскими конкурентами, то отечественный продукт немного проигрывал. Но зато был предпочтительнее по ценовому признаку. С другой стороны, тяжёлые грузовики из СССР во многом продавались в дружественные страны. Но не всегда. Например, известны случаи, когда «Лаптёжник» работал в Великобритании.

Какие минусы были у КРАЗ 256Б?

  • Высокий расход топлива даже по меркам класса.
  • Недолговечная и неудобная кабина из дерева и металла.
  • Сложность маневрирования и работы в целом. Это уже стало легендой.
  • Морально устаревший внешний вид. Впрочем, сложно назвать это недостатком, который проявлялся только на фоне зарубежных грузовиков.

Преимущества «Людоеда»

  • Определённая простота конструкции.
  • Достаточная проходимость.
  • Высокий ресурс мотора, КПП, рамы и других частей.
  • Хорошая грузоподъёмность.
  • Адаптированность к советским климатическим и дорожным условиям.

КРАЗ проделал огромную работу на территории всего Союза. Его влияние в стройках разного масштаба сложно переоценить. Сегодня эта машина уже история. Она заняла своё почётное место в пантеоне грузовиков СССР.

 

 

 

Comments are disabled.